Карл Фридрих Михаэль Бенц (нем. Karl Friedrich Michael Benz, 25 ноября 1844, Карлсруэ — 4 апреля 1929, Ладенбург, близ Мангейма) — немецкий инженер, изобретатель автомобиля, пионер автомобилестроения.Из его фирмы позже образовалась Daimler-Benz AG.
Крылатый Бенц. Русский аэроплан в кузове грузовика на Кавказском фронте Первой мировой войны 1916 год.
Биография Карла
Бенца
Карл Бенц Реконструкция
автомобиля «Motorwagen» Бенца, выпущенного в 1886 году. Крылатый Бенц. Русский
аэроплан в кузове грузовика на Кавказском фронте Первой мировой войны. 1916
год.Отец Карла, машинист поезда, умер от простуды, когда сыну было всего два
года. Мать изо всех сил старалась дать сыну достойное образование. По окончании
начальной школы в Карлсруэ, Карл в 1853 году поступил в технический лицей, а
затем — в политехнический университет. 9 июля 1864 года в возрасте 19 лет он
закончил факультет технической механики университета Карлсруэ. Следующие семь
лет он работал на различных предприятиях в Карлсруэ, Мангейме, Пфорцгейме и
даже некоторое время в Вене.
В 1871 году совместно с Августом Риттером
организовал механическую мастерскую в Мангейме. Вскоре Карл Бенц выкупил долю
компаньона на деньги, полученные в долг от отца невесты, Берты Рингер. Карл и
Берта обручились 20 июля 1872 года. У них было пятеро детей.
В своей мастерской
Карл Бенц приступил к созданию новых двигателей внутреннего сгорания. 31
декабря 1878 года он получил патент на двухтактный бензиновый двигатель.
Вскоре
Карл Бенц запатентовал все важные узлы и системы будущего автомобиля: акселератор,
систему зажигания, работающую от батареи и свечу зажигания, карбюратор,
сцепление, коробку передач и водяной радиатор охлаждения.
В 1882 году
организовал акционерное предприятие «Gasmotoren Fabrik Mannheim», но уже в 1883
году покинул его. В том же году на основе велосипедной мастерской организовал
компанию «Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik», известную также как
«Benz & Cie». Компания начала производить и продавать бензиновые двигатели.
Здесь же Бенц сконструировал свой первый автомобиль.
У автомобиля Бенца были три
металлических колеса. Он приводился в движение четырёхтактным бензиновым
двигателем, размещённым между двух задних колес. Вращение передавалась с
помощью цепной передачи на заднюю ось. Автомобиль был закончен в 1885 году и
получил название «Motorwagen». Он был запатентован в январе 1886 года, прошёл
испытания на дорогах в том же году, а в 1887 году был представлен на Парижской
выставке.
В 1888 году началась продажа автомобилей. Вскоре был открыт филиал в
Париже, где они раскупались лучше.5 августа 1888 году Берта Бенц взяла без
ведома мужа автомобиль и совершила на нём поездку с детьми из Мангейма в
Пфорцгейм, навестить свою матушку. За день автомобилисты преодолели в общей
сложности 106 км. По пути они несколько раз покупали бензин в аптеках (он
продавался там как чистящее средство) и чинили тормоз и приводные ремни у
шорника. Несколько раз пришлось преодолевать подъемы, толкая автомобиль в гору,
и Берта посоветовала мужу установить на автомобиле коробку передач.
В 1886—1893
годах было продано около 25 автомобилей типа «Motorwagen».
Реконструкция автомобиля «Motorwagen» Бенца, выпущенного в 1886 году.
В 1889 году
представитель Бенца во Франции представил его автомобиль на автомобильной
выставке в Париже. В то же время там же демонстрировались автомобили немецкой
компании «Daimler» («Даймлер»). К сожалению, выставка не принесла успешных
продаж. Так было до 1890 года, пока у ряда немецких фирм не возник интерес к
производству автомобиля Бенца. Была основана новая фирма, производившая
исключительно автомобиль Бенца. В последующий период Бенц непрерывно работал над
своим новым проектом, включая тестовые пробеги автомобилей. В 1897 году он
разработал 2-цилиндровый двигатель с горизонтальным расположением, известный
как «контра-двигатель» (оппозитный двигатель). Фирма «Benz» вскоре добилась
признания и высокой популярности среди покупателей благодаря высоким спортивным
результатам разрабатываемых ею автомобилей. Наконец, после многих лет неудач
для Карла Бенца наступил более удачный этап.
В 1893 году был создан более
дешевый двухместный автомобиль «Victoria» с двигателем мощностью 3 л. с. на
четырёх колесах. Его скорость составляла 17-20 км/ч. За первый год было продано
45 автомобилей этого типа.
В 1894 году начал выпускаться автомобиль модели
«Velo». Автомобиль «Velo» участвовал в первых автомобильных гонках Париж — Руан.
В 1895 году был создан первый грузовик, а также первые в истории автобусы.
В
1906 году Карл Бенц, Берта Бенц и их сын Евгений поселились в Ладенбурге.28
июня 1926 года компания Карла Бенца «Benz & Cie.» и DMG Даймлера
объединились, образовав компанию «Daimler-Benz» (существующую и в наше время),
переименовав все свои автомобили в «Mercedes Benz» в честь самой лучшей модели
DMG 35-сильной «Mercedes» 1902 года выпуска, и в честь Карла Бенца. Автомобиль
«Mercedes» получил свое название по имени Мерседес Еллинек (Mercedes Jellinek),
дочери одного из партнеров Даймлера Эмиля Еллинека (Emil Jellinek),
установившего спецификации нового автомобиля. На логотипе новой фирмы
трехконечная звезда Даймлера («Моторы для земли, воздуха и воды»), была
окружена лавровой веточкой с эмблемы Бенца.
Карл Бенц умер 4 апреля 1929 года в
Ладенбурге от воспаления легких. Берта Бенц надолго пережила его и скончалась 5
мая 1944 года.